И так, небольшой ликбез.
- [+] Что ж такое открытка?
-
Слово "открытка" произошло от словосочетания "открытое письмо". Заметим, что в термине "открытое письмо" нет никакого упоминания почты.
Известное определение филокартии, данное М.С. Забоченем в Большой Советской энциклопедии, трактует открытки только как почтовые карточки, или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде.
Таким образом, общеизвестная история открытки как почтовой карточки насчитывает уже более 140 лет. За столь долгий срок существования открытки, ее внешний вид, предназначение неоднократно менялись.
Чем отличаются открытка, отправляемая по почте в открытом виде (без конверта), и почтовая карточка?
Ничем. Согласно "Правил оказания услуг почтовой связи", почтовая карточка - почтовое отправление в виде письменного сообщения на специальном бланке, пересылаемое в открытом виде, что соответствует понятию "открытка". Открытка (первоначально открытое письмо) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта).
Первая в России не маркированная почтовая карточка называлась «Открытое письмо» и была введена с 1 января 1872 года.
На лицевой стороне имелась инструкция использования. Она гласила: Открытое письмо должно быть сполна оплачено государственными почтовыми марками. На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать.
Надо знать, что открытка имеет определенный размер - 10,5 х 14,8 или 9 х 14 см. И, пожалуй, это единственное на сегодняшний день, что отличает открытку от подобных изделий.
Увидев, что новинка понравилась населению, почтовое ведомство России с 1 мая 1872 года выпустило в обращение уже маркированные «открытые письма».
в России почтовые карточки были разного цвета:
• черные карточки – отправлялись как по городу, так и в другие города (в зависимости от цены, наклеенной марки);
• коричневые – отправлялись только внутри города;
• зеленые открытки – отправлялись по межгороду.
Кстати: Первые отечественные открытки рисовали такие мастера, как А. Бенуа, И. Билибин, Н. Рерих, часто эти открытки вешали на стены вместо картин.
19 октября 1894 года министром внутренних дел Российской Империи был разрешен выпуск "бланков открытых писем частного изготовления". До этой даты право на выпуск открытых писем имело только почтовое ведомство.
Почтовая карточка - особый вид почтового открытого отправления с письменным сообщением, выполненное на специальном бланке. Первая почтовая карточка была выпущена в 1869 году в Австро-Венгрии, и основной целью введения в оборот почтовых карточек было удешевление почтовых тарифов. В России почтовые карточки появились в 1872 году.
Первоначально оборотная сторона почтовой карточки предназначалась только для адреса, но с 1904 года левая половина почтовой карточки традиционно отводится для короткого письменного сообщения.
В отличие от почтовой открытки, обе стороны обычной почтовой карточки свободны от полноформатных изображений, особое место на почтовой карточке отводится только для наклеивания почтовой марки и написания адреса получателя. Часто марка, в том числе литерная (в современной России литера "В"), печатается на самой почтовой карточке.
Переходным случаем между почтовой карточкой и открыткой считаются иллюстрированные почтовые карточки, появившиеся в Германии в 1925 году. Они содержали иллюстрацию (вид города или пейзаж) в левой верхней части адресной стороны.
Из-за экономии бумаги в период Второй мировой войны издание иллюстрированных почтовых карточек было прекращено. К этой идее смогли вернуться лишь в 1952 году, наладив выпуск полноценных, более красочных почтовых открыток.
Почтовые открытки, выпускаемые почтовыми ведомствами, имеют напечатанную почтовую марку, и называются маркированными почтовыми карточками (также, нынче в России выпускаются почтовые карточки с Литерой "В" - она заменяет рисованную марку).
На художественных немаркированных почтовых открытках предусмотрено место для наклейки марки. Бывают случаи неправильного наклеивания марки на лицевую, художественную сторону почтовой открытки. Совсем редко встречаются почтовые открытки, на которых место для наклейки почтовой марки специально отпечатано на лицевой стороне, как на пример на советской открытке с изображением экспериментального автомобиля ХАДИ-7.
Небольшой словарь для начинающих посткроссеров:
Add-cards (free cards) - рекламная открытка. Это открытка, которая рекламирует какой-либо товар, услуги или какое-либо событие (например, концерт, фильм, спектакль). Распространение их происходит в местах с большим скоплением людей, т.е. в кинотеатрах, супермаркетах, кафе. Не все любят открытки подобного рода.
Репринт – это максимально точное воспроизведение оригинального издания, представляющего историческую, художественную, либо культурную ценность. Проще говоря, это переиздание старой иллюстрации.
Кардмаксимум – (картмаксимум, КМ, максикард) это открытка, марка и спецгашение на одну тему. Необязательно, чтобы картинка на открытке и марке были идентичными, главное, чтобы просматривалась логическая цепочка. К примеру, на открытке изображен космонавт, на марке, приклеенной к этой открытке – ракета. Время и место гашения, а также повод должны соответствовать сюжету карточки и почтовой марки.
Марка должна быть наклеена на изображение открытки и погашена спецгашением.
Hand-made (хэнд-мейд) – открытка, сделанная вручную с использованием подручных средств (ткань, бумага, картон, бусины, пайетки и т.д.).Такие открытки на любителя.
Винтажная открытка (vintage) – это открытка, которой как минимум 20 лет. Может иметь слегка или очень потрепанный вид.
Ситивью - открытки с живописными и не очень видами города.
Self-print – распечатанные самостоятельно на плотной бумаге/картоне открытки. Их лучше посылать, если вы точно уверены, что адресата они не расстроят.
КПД – конверт первого дня с наклеенным на него знаком почтовой оплаты и погашенный штемпелем с датой соответствующей первому дню его поступления. Можно отправлять как почтовое отправление.
Спецгашение (СГ) - почтовое гашение, специально организуемое ведомством почтовой связи в честь выдающегося события или памятной даты. Производится изготовленным для каждого случая художественным штемпелем на почтамтах или в некоторых почтовых отделениях одного или нескольких городов в строго ограниченное время (чаще всего один или несколько дней). Иногда ко дню специального гашения приурочивается выпуск в обращение соответствующих марок и открыток.
Вишлист (виш, виш-лист, wishlist (от англ. wish - желание)) - список тематик открыток, которые нравятся конкретному посткроссеру/коллекционеру/пользователю. На нашем форуме его можно посмотреть на личной страничке участника, в профиле, в подписи.
Мультивью - многовидовые открытки, когда на одной открытке составлен коллаж из нескольких фотографий
Обмен прямой (swap, свап, своп) - вид обмена, при котором два участника договариваются между собой об отправке одной или нескольких открыток по принципу "ты – мне, я – тебе". Негласное правило при таком обмене с незнакомым человеком: Кто первый спросил об обмене, отсылает первым. (Who asks for a swap, mail first).
Путешествующий конверт (travelling Robin 3 in 1, Chain Robin) - тип обмена, в котором группа пользователей отправляет одну и ту же открытку или конверт по цепочке друг другу. Целью может быть получение открытки/конверта со множеством штампов и марок, либо последовательный обмен открытками в конверте: каждый член группы может взять из конверта несколько понравившихся открыток, заменив их таким же количеством своих, и отправить его дальше по цепочке.
Робин (обмен по кругу, РР, RR, Round Robin - от англ. "циклический, круговой") - вид обмена, когда участники объединяются в группы по определенному признаку (страна, день рождения, вишлист, месяц отправки, тематические и т.д.) и каждый посылает открытки всем участникам группы. Существует множество разновидностей робинов, правила прописаны в первом посте каждой темы.
Тег (тэг, tag от англ. — «ярлык, этикетка, бирка; метить») - способ обмена открытками "по цепочке". Классический тег: каждый отметившийся в теме тега (тэг и бывают посвящены разным темам) отправляет открытку пользователю, отметившемуся выше (предыдущему), а сам получает открытку от следующего отметившегося. Бывают различные виды тэгов, правила прописаны в первом посте каждого тега.
В группах и робинах - в случае, если участник оказался недобросовестным и не выслал вам посылку, ведущий PP, администрация сайта или кто-либо другой, кроме самого недобросовестного участника, ответственности за это не несёт. Вступая в обмен вы предупреждены о средней стоимости отправления и принимаете риск столкновения с недобросовестными участниками.